ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Правила поведения пациентов (далее   Правила) – это организационно-правовой документ, регламентирующий в соответствии с  действующим законодательством в области здравоохранения поведение пациента в ГБУЗ ВОКБ №3 (далее учреждение), а также иные вопросы, возникающие между участниками  правоотношений – пациентом (его  представителем) и лечебным учреждением.
1.2. Правила разработаны в соответствии с  Федеральными законами № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", N 2300-I от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.3. Правила обязательны для персонала и пациентов, а также иных лиц, обратившихся в учреждение, разработаны в целях реализации предусмотренных законом прав пациента, создания наиболее благоприятных возможностей для получения пациентом квалифицированного и своевременного обследования и лечения.
1.4. По другим вопросам (не предусмотренными данными Правилами) стороны руководствуются действующим законодательством.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Термины, применяемые в Правилах:
   медицинская  помощь  -  комплекс  мероприятий,    направленных на поддержание  и  (или)  восстановление  здоровья  и  включающих   в   себя предоставление медицинских услуг;
   медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или)  медицинских  манипуляций;
   пациент -  физическое  лицо,  которому  оказывается   медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
   медицинский  работник  -  физическое  лицо,       которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые  (должностные)  обязанности  которого   входит осуществление медицинской  деятельности;
   лечащий  врач  -  врач,  на  которого  возложены     функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской  помощи   в период наблюдения за ним и его лечения.
2.2.Формы оказания медицинской помощи:
   экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях,   состояниях,   обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
   неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний  без   явных признаков угрозы жизни пациента;
   плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических  мероприятий,  при  заболеваниях  и       состояниях, не сопровождающихся угрозой  жизни  пациента,  не  требующих    экстренной и неотложной  медицинской  помощи,  и  отсрочка   оказания       которой на определенное время не повлечет за собой  ухудшение  состояния   пациента, угрозу его жизни и здоровью.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАЦИЕНТА

3.1. Пациент имеет право на:
( ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
-  выбор врача при наличии согласия врача и выбор медицинской организации;
-  профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
-  получение консультаций врачей-специалистов;
-  облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
-  получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
-  защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
-  отказ от медицинского вмешательства.
 3.2. Пациент обязан:
( статья 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
-  заботиться о сохранении своего здоровья.
-  проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
-  соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности
-  соблюдать правила поведения пациента в медицинских организациях.
-  иметь при себе страховой медицинский полис, а также документ, удостоверяющий личность (ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
-  проявлять в общении с медицинскими работниками такт и уважение, быть выдержанным, доброжелательным (ст. 5.61. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ: «Оскорбление, …выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»)
-  подписать информированное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
-  не приходить на прием к врачу в алкогольном, наркотическом опьянении (ст. 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ: « Появление на улицах,… в других общественных местах в состоянии опьянения, …- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 4. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Порядок рассмотрения жалоб и обращений определен в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. № 59-ФЗ.

4.1. В   случае   конфликтных  ситуаций  пациент (его законный представитель)  имеет   право непосредственно обратиться  в  администрацию  поликлиники согласно графику приема граждан или обратиться к администрации поликлиники в письменном виде.
4.2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.  Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4.3. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
4.4. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование учреждения, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
4.5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
4.6. Письменное обращение, поступившее администрацию поликлиники, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
4.7. Ответ на письменное обращение  направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

6. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯ

6.1. В целях соблюдения общественного порядка, предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности работников учреждения, пациентов и посетителей в зданиях и служебных помещениях запрещается:
-  проносить в здания и служебные помещения учреждения огнестрельное, газовое и холодное оружие, ядовитые, радиоактивные, химические и взрывчатые вещества, спиртные напитки и иные предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих;
-  иметь при себе крупногабаритные предметы (крупногабаритными предметами считаются: хозяйственные сумки, рюкзаки, вещевые мешки, чемоданы, корзины и т.п);
-   курить во всех помещениях поликлиники ЗАПРЕЩАЕТСЯ (ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака")
-   выносить из помещения учреждения документы, полученные для ознакомления;
-   изымать какие-либо документы из медицинских карт, со стендов и из информационных папок;
-   помещать на стендах объявления без разрешения руководства учреждения;
-   выполнять в помещениях медицинского учреждения функции торговых агентов, представителей и находиться в помещениях учреждения в иных коммерческих целях;
-   запрещается доступ в здание и служебные помещения учреждения лицам в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с агрессивным поведением, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. В случае выявления указанных лиц они удаляются из здания и помещений учреждения сотрудниками охраны и (или) правоохранительных органов.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ:
статья 5.61.: «Оскорбление, …выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»
статья 20.1.: «1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.»
статья 20.21.: « Появление на улицах,… в других общественных местах в состоянии опьянения, …- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ:

статья 128.1: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.»
статья 291: «Дача взятки должностному лицу, …лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.»

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции":

статья 13 Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения: «1. Граждане … за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.» 

Гражданский кодекс Российской Федерации:

статья 152 Защита чести, достоинства и деловой репутации: «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений»

 В случае нарушения пациентами и иными посетителями установленных правил поведения работники учреждения вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.